+7 495 518-23-49   ⋅   Москва

Что делать, если банк ограничил операции по счету: инструкция ЦБ

26 декабря 2023

Такая обязанность возникает у банка в двух случаях: если он подозревает нарушения «антиотмывочного» закона или по решению ФНС.

Банк России выпустил рекомендации для предпринимателей, которые столкнулись с приостановлением операций по счетам. Расскажем о причинах ограничений, возможных мерах банка, способах реабилитироваться.

Почему банк может приостановить операции

1. По основаниям ПОД/ФТ банк ограничивает операции по счету, если:

  • считает, что действия клиента направлены на отмывание незаконных доходов;
  • клиент попал в один из рисковых перечней Росфинмониторинга (террористов/экстремистов, МВК и ООН);
  • платформа ЗСК и банк признали клиента высокорисковым.

2. Налоговая требует заморозить счет, если:

  • не предоставлены вовремя налоговая декларация и другие налоговые документы;
  • есть задолженность по налогам и сборам;
  • есть подозрения в совершении налоговых правонарушений.

Прежде чем применить ограничительные меры, банк запросит у клиента документы для обоснования экономического смысла операции. Их состав и срок предоставления он определяет индивидуально.

Что банк может сделать после анализа документов

  • Запросить дополнительные данные;
  • пересмотреть уровень риска клиента;
  • провести операцию;
  • провести операцию, но уведомить Росфинмониторинг о ее подозрительности;
  • отказать в проведении операции и направить в Росфинмониторинг ФЭС;
  • отключить клиента от интернет-банка, а также заблокировать банковские карты.

После ограничения операций предприниматель сможет лишь оплатить налоги, кредиты, процедуры при банкротстве или ликвидации, выплатить зарплату сотрудникам и получить до 30 тысяч рублей на себя и каждого члена семьи, не имеющего самостоятельного источника дохода.

Как действовать после отказа в проведении операции

  1. Дождитесь ответа банка о причинах отказа. Он обязан прислать эту информацию в течение 5 рабочих дней.
  2. Если банк указал, какие документы ему нужны для пересмотра решения, соберите их. Если нет, подберите документы, которые доказывают отсутствие оснований для отказа. Отправьте их в банк с просьбой изменить решение. Он обязан ответить в течение 7 рабочих дней.
  3. Если банк отказал, у вас есть еще попытки. Соберите новые документы, предложите дополнительные аргументы и снова отправьте их в банк.
  4. Если банк оставил решение в силе, обратитесь в МВК. Для этого отправьте пакет документов с заявлением через интернет-приемную Банка России или почтой.

Как снизить риски внимания банка

Центробанк предлагает соблюдать финансовую гигиену: планировать доходы и расходы, правильно оформлять договоры, документы с контрагентами и отношения с сотрудниками, проводить расчеты тем способом, который указан в договоре. Важно подробно заполнять платежные документы.

Оперативно реагируйте на запросы банка, не ссылайтесь на коммерческую тайну и предоставляйте необходимые ему документы. Составляйте письменные объяснения со схемами и особенностями ведения бизнеса. Также вовремя отправляйте в банк и ФНС данные о любых изменениях в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Сведите оборот наличных средств к минимуму. Например, снятие большого объема наличных сразу привлечь внимание банка. Если такая необходимость есть, сохраняйте все документы.

Не дробите бизнес: это вызовет подозрение в налоговых махинациях.

Не стоит открывать много расчетных счетов в разных банках. По каждому расчетному счету важно оплачивать хозяйственные операции и налоги.

Платите налоги вовремя: просрочки или отсутствие платежей говорят о высоком риске клиента.

Проверяйте контрагентов на добросовестность и риски по ПОД/ФТ. Для идентификации можно использовать официальные источники — сайт ФНС, ресурс судебных приставов и судебных дел, реестр недобросовестных поставщиков, платформу для поддержки бизнеса. Однако поиск по разрозненным источникам займет много времени и не всегда будет точным. Комплексно и быстро проверить контрагентов помогают коммерческие сервисы. Например, Призма идентифицирует клиентов по ПОД/ФТ, сверяет их по рисковым перечням и санкционным спискам, помогает формировать и вести анкеты. А Фокус проверит финансовое состояние компаний и сформирует экспресс-отчет с оценкой рисков сотрудничества.

Источник: https://kontur.ru/prizma/news/48028-chto_delat_esli_bank_ogranichil_operacii_po_shetu


Другие новости

14 октября

В сервисе появилась вкладка «Уплачено». В ней отображаются данные о начисленных и уплаченных суммах, а также о расхождениях между ними по каждому налогу. 

11 октября

1 сентября 2024 года вступили в силу новые правила работы с ЭДО. С этого дня сотрудники компаний не смогут подписывать документы, используя электронную подпись юрлица. Теперь они должны применять ЭП физлица и подтверждать полномочия машиночитаемой доверенностью (МЧД), если между контрагентами не закреплен иной порядок. Рассказываем, как прошел первый месяц обязательного использования МЧД для клиентов Контур.Диадока.

10 октября

Компания Атол выпустила новое обновление драйвера для разработчиков кассового ПО. Обновление коснется всех моделей фискальных регистраторов Атол, в том числе 11Ф, 22ПТК, 25Ф, 27Ф, 30Ф, 55Ф, а также смарт-терминала Атол Sigma 10 (Атол 150Ф).

9 октября

Изменения вступят в силу в середине октября.