В соответствии с Налоговым кодексом на экспортируемые товары распространяется налоговая ставка 0%. Это значит, что экспортерам при вывозе товаров за рубеж не нужно уплачивать НДС. А поскольку контроль за сбором налогов при экспорте осуществляет ФТС России, экспортеры при подаче таможенной декларации на товары НДС со ставкой 0 % в графе 47 «Исчисление платежей» не рассчитывают. Тем не менее они обязаны подтвердить свое право на нулевую налоговую ставку.
Как и куда подавать документы
Документы для подтверждения нулевой ставки НДС подаются в ИФНС по месту регистрации юридического лица. Сделать это можно как на бумаге, так и в электронной форме через систему электронного документооборота (ЭДО).
Какие документы нужно представить
В зависимости от того, в каком виде документы подаются в ИФНС, возможны два варианта (ст. 165 НК РФ):
- Подать документы на бумаге. В таком случае вы должны представить в налоговую:
- Оригинал или копию контракта на поставку товаров (если вы уже представляли контракт в налоговую инспекцию, не нужно отправлять его повторно: достаточно подать уведомление с реквизитами представленного ранее документа и наименованием инспекции, в который он представлялся);
- Оригинал или копию таможенной декларации с отметками о выпуске и о фактическом вывозе товаров за пределы России.
С 2019 года экспортерам можно не подавать в налоговую копии товаросопроводительных и транспортных документов с отметкой таможни о вывозе товаров, как это требовалось раньше. Теперь эти документы представляются только по требованию ФНС.
- Подать документы в электронной форме через систему ЭДО. В таком случае вы должны отправить в ИФНС только электронный реестр таможенной декларации.
Какие предусмотрены сроки подачи документов
В печатном виде документы (таможенная декларация и контракт) нужно представить в налоговую инспекцию в течение 180 суток с даты выпуска экспортной декларации, которая указана в отметке «Выпуск разрешен».
Электронные реестры необходимо отправлять вместе с налоговой декларацией.
Какие таможенные отметки нужны для налоговой
Отметки таможенного органа на таможенной декларации являются обязательным условием для подтверждения ставки НДС 0%.
В соответствии с налоговым законодательством существует два типа отметок:
- О помещении товаров под процедуру экспорта на таможне — «Выпуск разрешен».
- О вывозе товаров за рубеж — «Товар вывезен».
Оригинальные отметки имеют вид прямоугольного штампа, отпечатанного сиренево-розово-синей мастикой. Аналогом оригинального штампа является отметка в виде сведений — такие отметки используются при электронном декларировании.
Когда и в каком виде отметки представляются в ФНС
- Отметка «Выпуск разрешен» может быть представлена в виде сведений о выпуске товаров.
Согласно письму ФНС от 31.07.2018 № СД-4-3/14795@ если таможенная декларация подается в электронной форме, то отметка «Выпуск разрешен» может быть представлена в виде сведений. Такая отметка автоматически появится в документе после окончания проверки декларации таможенным органом, и в ваш сервис для таможенного декларирования придет соответствующее сообщение.
ФНС также разъяснила, что проставлять оригинальный штамп «Выпуск разрешен» на печатные копии таможенных деклараций в дальнейшем не нужно.
Иногда штамп «Выпуск разрешен» требуется бухгалтерии экспортера для ведения внутреннего учета. В таком случае получить его можно на таможенном посту, который принимал декларацию на товары. Если же декларирование товаров происходило удаленно, штамп проставляется на таможенном посту, указанном в декларации (графа 30 «Местонахождение товаров»).
- Оригинальный штамп «Товар вывезен» необходим только при подаче документов о подтверждении ставки 0% в налоговую в печатном виде.
Такой штамп проставляется на транспортном документе и на таможенной декларации в пункте пропуска через границу. В то же время инспектор вносит в базу данных ФТС РФ сведения о вывозе товаров, которые затем направляются в ФНС для проверки.
Если в пункте пропуска не проставили штамп, подтвердить факт вывоза можно в таможенном органе, который декларировал товар. Для этого необходимо составить заявление в произвольной форме и подать его на таможенный пост. В заявлении следует указать:
- регистрационный номер декларации, по которой необходимо подтвердить факт вывоза;
- описание товара и его порядковый номер;
- код таможенного органа места убытия.
Заявление можно подать как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Таможенный орган направит сведения о факте вывоза товаров декларанту в письменной или электронной форме в течение 10 дней.
При подаче в налоговую инспекцию электронных реестров отметка «Товар вывезен» не требуется — ни в виде оригинального штампа, ни в виде сведений. Однако для подготовки реестра потребуются данные о дате фактического вывоза товаров. Получить требуемые данные можно через личный кабинет на портале ФТС с помощью сервиса «Информирование о вывозе товаров».
Как правильно ответить на требование инспекции
Согласно п. 1.2 ст. 165 НК РФ ФНС может истребовать документы в двух случаях:
- Представленные налогоплательщиком сведения не соответствуют данным, которые имеются у налогового органа.
- У ФНС нет сведений, которые ФТС передает в рамках ведомственного обмена.
Если налоговая по результатам сверки запросила транспортный документ, в ответ следует направить бумажную накладную с оригинальным штампом «Товар вывезен».
Если же налоговая запросила декларацию, а экспортер использовал электронный реестр для подтверждения нулевой ставки, в ответ следует направить распечатанную копию электронной декларации с данными таможенного органа о выпуске товаров (в дальнейшем проставлять на ней штамп «Выпуск разрешен» не нужно). При этом с октября 2018 года штамп отметки «Товар вывезен» на печатной копии разрешено не проставлять (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ).
Какие сроки предусмотрены для ответа на требование
Перечисленные документы следует подать в течение 30 суток с даты получения требования налоговой.
Если в ответ на требование налоговой документы не будут представлены, право на применение нулевого НДС будет считаться неподтвержденным.